Марийское кольцо

Казанский офф-роуд клуб

совместно с сайтом о велопутешествиях "Негонки" представляет:

Малое марийское кольцо

Автор: Сергей (Зелёный Дол)

Конец сентября... Кажется, что всё, больше тепла не будет. А будет дубак, грязь, дожди. И захотелось последние более-менее тёплые деньки захватить и последний раз (как думалось) в этом сезоне прокатиться на машине. Заодно закрыть белые пятна в интересующих меня вопросах.

Мухоморы

Данная поездка была второй частью маршрута Зеленодольск (Казань) - Сотнур - Ронга - Горняк - Советский - Йошкар-Ола - Нужьялы - Удюрма - Килемары - Визимьяры..., который мы с Константином Болдышевым намечали пройти 30 июня - 1 июля 2007 года. Но в силу некоторых обстоятельств от этого пришлось отказаться...

27 сентября 2007 г. - четверг. У "штурмана" единственный свободный день, поэтому на работе отпрашиваюсь. Старт в Зеленодольске. Далее по маршруту Волжск, где намереваемся затариться продуктами в местном супер-пупермаркете "Звёздный". Не получается - там ремонт. Плюнув с досады, поехали дальше. В Помарах свернули налево, в сторону Звенигово. В поселковом магазинчике купили колбасы, воды. Вообще, нужный ассортимент еды приходится набирать в разных точках - всё сразу фиг купишь. Вскоре дорога покидает Помары и петляет по полям. Дорога незнакомая, но потихоньку Исузик выходит на бреющий полёт. Впереди тащится "Волга" с местными номерами. Обгоняем, но вскоре, словив первую яму, понимаем причину её невысокой скорости: асфальт пережил небольшой артобстрел. Петляя между выбоинами приближаемся к мосту через Илеть. По обочинам стоят машины - грибники приехали в лес, растущий по берегам реки. После Исменцов опять начинается сосновый бор. Спустившись по живописнейшему склону, дорога входит в дачный посёлок. Сами дачи, как показалось, стоят на месте болота. Кроме местных обитателей встречается машина с доблестными работниками ГИБДД, которые постреливают радаром в редкие транспортные средства.

Вскоре встречается указатель "Звенигово", но городом как-то и не пахнет: маленький посёлок. Пролетаем нужный поворот, останавливаемся, смотрим на карту. Дорога обходит город по окраине. Хотелось бы доехать до берега Волги, но время уже начинало поджимать. Как-нибудь в другой раз.

Дальше поехали на связку с чебоксарской трассой. Дорога ничем не примечательная, по сторонам деревни, посёлки. Штурмана удивили в полях палки с поперечинами: ни разу не видел, как выращивают хмель. Вскоре выходим на трассу и пилим в сторону дамбы ГЭС. Опять через каждые двести метров на обочинах машины. И это в рабочий день! В выходные, наверное, здесь проблема с парковкой :)

Дорога поворачивает на юг, к электростанции, а в навигаторе заканчивается карта на эту местность. Помню, что дорога на Сосновку есть, но где? Прозжаем указатель с какими-то санаториями, поворот. Впереди уже раздвоение с разделением направлений движения - на дамбе уже не развернёшься, только на другой стороне Волги. Но нам туда не надо :) Тормозим напротив стоянки. На другой стороне дороге, у поворота, который мы проехали, стоит указатель. Посылаю штурмана посмотреть, что там написано.

Подходит газелист-чувашин, просит "прикурить" - стоял с включенными фарами. Разворачиваюсь через сплошную, подъезжаю. Водитель подтверждает, что тот поворот, который мы проехали, нам и нужен. "Газель", "прикурив", благоплоучно завелась. Прикручиваю аккумулятор. Чувашин суёт деньги - ёлки-палки, я что, за мзду помог?! Вскоре приходит штурман :) - дорожники решили, что Сосновка нужна только тем, кто едет со стороны Чувашии. Остальным нужнее санаторий.

Дорога петляет по живописнейшим местам по сосновому бору. Вскоре въезжаем в Октябрьский. Справа читается насыпь бывшей торфовозной узкоколейки. Мимо проплывают песчаные дюны, засаженные молодыми саженцами деревьев и вскоре мы видим Сосновку. Неожиданно появляется магазин у поворота на Северный. Вспоминается поездка 2005 года за "мёртвыми паровозами". Здесь экспедиция Казанского офф-роуд клуба удивляла местных жителей колонной внедорожников. Дорога и местность вспоминается с трудом - едем-то в противоположную сторону и первый раз.

Следующая цель - осмотреть останки узкоколейки и торфопредприятие у посёлка Северный. Жаль, что 6 ноября 2005 года проезжали мимо буквально рядом. В то время УЖД ещё работала... По обочинам узкой дороги опять встречаются машины грибников.

Заезжаем в сам посёлок. На первый взгляд на улице ни души. Только в одном месте ребятня играла в футбол между домами. На выезде открывается вид на какие-то строения вдалеке из красного кирпича. Грунтовка ведёт к ограждению, поэтому сворачиваем направо. Проезжаем пустырь со срубами (местные жители делают их на продажу) и слева появляется высокая насыпь вытяжки. Съезжаем с дороги и оставляем машину на лугу. Берём фотоаппарат и поднимаемся на насыпь. Рельс, к сожалению, нет. Трасса читается благодаря оставшимся круглякам, заменявшим шпалы. С насыпи открывается вид на территорию торфопредприятия - котельную, бывшее депо, склад ГСМ, цех по изготовлению брикетов, водонапорную башню, гаражи. Часть зданий разрушено. На земле валяются остатки плетей из рельсов. Идём до развилки-треугольника. Главный ход в последнее время шёл на север. Мы пошли налево - на северо-запад. Здесь "шпал" уже меньше, путь зарос. Читается путевое развитие. Около полуразрушенной одноэтажной теплушки - смотровая яма, лежит недорезанный остов снегоочистителя. Двигаемся дальше - бывший путь пересекает грунтовку и упирается в уже заросшее и осушенное торфополе. По навигатору находим ещё одно ответвление, которое шло по краю поля на юго-запад. Судя по всему, этот ход забросили самым первым (торф выработали). Возвращаемся к предприятию мимо склада ГСМ. Попытка найти на остатках рельс клейма закончились неудачей. Ворота депо закрыты, но, судя по всему, там пусто. Опять поднимаемся на уже знакомую насыпь вытяжки и осматриваем навес с бункером, в который ссыпался из вагонов торф. "Автогенщики" везде похозяйничали. Делаем последние кадры и спускаемся к машине. Время обедать, однако.

Вытяжка и главный северный ход

Торфобрикетный цех и бункер. Вид с насыпи

Вытяжка и главный северный ход. Ответвление

Торфобрикетный цех и бункер. Вид с насыпи

Пожевали. Возвращаемся назад через посёлок к дороге. Следующая цель путешествия - достигнуть Визимьяры. По моим расчётам этот участок должен быть самым тяжёлым и медленным. Опять вспоминается "паровозная покатушка". Где-то на этом отрезке из глубокой лужи вытаскивали Toyota LC70. Съезжаем с асфальта на просеку. Дорога песчаная и сухая, но волнистая - разогнаться не удаётся. Опять встретилась машина с грибниками. Дальше, после мостика через речку Шум, начинаются заболоченные места. Ехать можно, если осторожно. Но на брюхоногих недоприводах делать нечего. В одном месте заехали, как сначала показалось, в непроходимый размешанный участок. Сидеть в грязи не очень и хотелось, поэтому сдаю назад и пытаюсь проехать по высокой бровке. Исузик кренится правой стороной в грязь. Штурман судорожно хватает воздух рукой в поисках того, за что удержаться. Попытка зацепиться за шнур питания навигатора была пресечена моим холодным: "Не надо..." Исузик всё-таки повисает мостом на бровке. Приходится опять крутится назад-вперёд. Ладно, в грязь, так в грязь - потихоньку выехали. Дальнейший путь чередовался сухими холмами, ямами с грязью, в большинстве случаев объезжаемых по краю. Съезд с моста через реку Парат встречает огромными колеями. Осторожно проезжаем препятствие, чтобы не "вывесится".

Мост через Парат

Лесная дорога

Мост через Парат

Лесная дорога

Через некоторое время встречается развилка. Налево - на Юксары, направо на Малый и Большой Ермучаш. Решаю "срезать" :) и ухожу направо. Эта дорога не так наезжена и разбита. Въезжаем в Малый Ермучаш. Прямо по улице бродят чистые розовые свиньи, приводя в неописуемый восторг штурмана (ну что поделаешь, городской житель). Далее дорога идёт по мелколиственнику. Колеи в некоторых местах глубокие, а грунт закаменел на солнце. Несколько раз Исузик чиркает землю мостом и подвеской, пытаясь остаться в живописном месте. Умиротворение по поводу наличия "джека" отрезвляет окружающий вид - трос зацепить не-за что: деревья-то всего в палец толщиной.

Хавронья

Хавронья

Уже перед Большим Ермучашем неожиданно с просеки выезжаем на асфальт. Блин, забыл я, что асфальт проложили до Юксар! Вот и "срезали"...

В Куплонгинском пролетаем мимо ментовской "Нивы", у которой суетятся двое. Один из них о-очень долго смотрел нашему чёрному "Исузику" вслед (участковый, наверное). Плана "Перехват" не было.

Дорога петляет по заболоченному мелкому редколесью. Проезжаем Куплонгу. Скоро Визимьяры. После очередного поворота в прогале между деревьями виден съезд к какому-то озеру. Останавливаемся, сдаём назад и съезжаем к воде. Берег захламлён продуктами "цивилизованного" человеческого отдыха. В Визимьярах будет заправка, поэтому выливаю запас бензина из канистры в бак. На запах слетаются осы. Приходится спешно эвакуироваться. Через три километра появляются Визимьяры...

Показываю штурману остатки насыпи подъездной ветки к базе ГСМ, отходившей от бывшей станции Визимьяры. Заезжаем на заправку и заливаем на всякий пожарный в канистру 10 литров бензина. Следущий пункт в маршруте - Килемары. По живописной лесной трассе, идущей на Йошкар-Олу, доезжаем до Красного Моста. Здесь поворачиваем налево. Дорога похуже, но терпимая. Машин практически нет, в основном лесовозы. Вокруг сосны и песок. Пытаемся найти остатки железнодорожного перееезда перегона Шаптунга - Новый Цинглок, но безуспешно. Если с одной стороны дороги просека и подходит, то с другой - нет. В одном месте вроде что-то похожее есть, но отсутствует насыпь. Видимо, на карте линию рисовали от балды и переезд мы проскочили.

В Актаюже фотографируем красивую деревянную церковь. Дальше идёт населённая территория с лесными посёлками вдоль дороги. Везде висят предвыборные плакаты и растяжки одной единственной горячо любимой администрацией партии.

Церковь в Актаюже. Вид слева

Церковь в Актаюже. Центр

Церковь в Актаюже. Вид справа

 

Церковь в Актаюже

 

Вскоре заезжаем в Килемары. На перекрёстке встречается продуктовый магазин. Штурман получает задание купить печенье - за рулём от скуки хочется чего-нибудь пожевать. Пока стою, осматриваю посёлок. Везде чистота, порядок. Может, только на центральной улице... Не проверял...

Приходит штурман и мы разворачиваемся в сторону Удюрмы. Окраины Килемар застраиваются, асфальт становится всё хуже и хуже, а вскоре совсем исчезает под слоем известняка, глины, песка, камней. Грохоча кузовом, проезжаем местность, где когда-то стоял Шум - крупный посёлок. Никаких следов жилья - только поля, окружённые деревьями. Доезжаем до Т-образного перекрёстка. Прямо - в Кировскую область. Нам направо, в Удюрму. Высокая насыпь грунтовки, перемешанная со щебнем и, может быть, остатками асфальта, идёт практически прямо. Внизу блестит вода заболоченного леса. Вскоре показываются стоящие лесовозы и окраина Удюрмы. На машинах кировские номера. Объезжаем их по глубоким колеям - дорога разбита в хлам. Водители с недоумением смотрят на Исузик с 16-м регионом.

Удюрма

Начало бетонки

Удюрма

Начало бетонки

Сам посёлок показался запущенным, как и все остальные на нашем пути. Часть огородов заросли. Наконец, встречаем ЕЁ - БЕТОНКУ! Два ряда бетонных плиток уложены по колее лесовоза. Скорость движения падает до 5-8 км/час.

Бетонка за Удюрмой

За грибами...

Бетонка за Удюрмой

За грибами...

Езда неописуема! Потихоньку удаляемся от Удюрмы. Вскоре дорога поворачивает на юг на 90 градусов. Съезжаем на заросшую колею. Пора бы размяться и заняться грибами. Прочёсываем немного лес по обоим сторонам заросшей лесной дороги, идущей "за границу" - в Кировскую область. Грибов нет! В одном месте нашёл пяток опят. Возвращаюсь к машине. Штурман уже сидит в ней, не желая делиться кровью с комарихами.

Бух-бух-бух - через каждый метр плит бетонки в течение 37,5 км будет сопровождать нас. Но мы пока не знаем, что нас ждёт. Лес вокруг молодой. Для вывоза древесины в этих местах была проложена узкоколейная железная дорога. Одна из станций находилась около Удюрмы, а в сам посёлок заходил отводок. Никаких следов узкоколейки обнаружено не было, да и не искали: день уже заканчивался. Тем более линия шла по лесу в отдалении и с дорогой пересекалась в трёх местах.

Следующий населённый пункт Кужолок будет через 11 км. Плиты вздыблены, кое-где их нет. Постоянно появляются глубокие ступеньки. Приходится объезжать. В некоторых местах рядом идёт наезженная грунтовка, но ехать по ней удаётся недолго - глубокие лужи, грязь. Короче, трофи с элементами триала. Ползём дальше.

Где-то перед Кужолоком опять останавливаюсь за грибами. Опять ничего нет, кроме брусники, но отойдя от дороги метров триста, попадаются первые грибы. За двадцать минут набрано семилитровое ведро волжанок, подберёзовиков, опят и маслят. По поводу маслят я опасался: не очень хорошо их знал. Дома кусал локти, что не накосил их - маслята росли во мху целыми стадами! Время - шестой час, темнеет рано, до дома по этому направлению - пилить и пилить, поэтому оставляю голодных комарих. Блин, дальше грибов было ещё больше!

По карте после Кужолока нарисованная "хорошая"дорога заканчивалась и мы с ужасом ожидали чего-то плохого (после бетонки). Но... дальше шли всё те же плиты. Примерно 2/5 пути бетонки то-ли разворованы, то ли не уложены. Дорога в большинстве случаев песчаная. Надоедает проезжать впадины с водой. Остановка. Полный привод, пониженная. Лужа проезжается потихоньку. Остановка. Ход назад, чтобы отключить передний мост. Едем до следующей лужи... Вскоре настаёт расслабление и лужи проезжаются уже с "распущенной" трансмиссией. Небольшая пробуксовка или глубина отрезвляют, но ненадолго.

Песчаная грунтовка. Плит нет

Мост через Большую Кокшагу

Песчаная грунтовка. Плит нет

Мост через Большую Кокшагу

Кужолок, Кужинский Конопляник - такие же доживающие деревни в стороне дороги - остатки леспромхозов. А ведь раньше были процветающими посёлками, если почитать "Историю сёл и деревень Марийской республики". Есть, конечно, и ухоженные дома и участки, но заброшенных больше.

Выезжаем к Большой Кокшаге. Перед мостом слева аншлаг - заповедник. На мосту уложены металлические листы с учётом под лесовоз. А на выезде с моста - тоже толстенные листы, но висящие в воздухе. Пытаемся прыгать на них, опустив на мост, но безуспешно. Опасаясь снести передний бампер и подвеску, буксуя колёсами, под присмотром штурмана, заезжаю.

Дальше - местность представляет собой более заболоченную местность. Грунт, в отличие от правобережья Большой Кокшаги, земляной. Обьезжаю очередную яму с водой, пытаюсь правым колесом зацепиться за край, но левое попадает в яму. Всё, приехали! Заставляю пассажира выталкивать машину, но тот упирается и вылезать из кабины не хочет.. Навстречу идёт "Нива" с двумя мужиками. Пытаемся раскачать Исузика вперёд-назад - бесполезно. Достаю трос и "Нивой" меня выдёргивают назад. Дают совет при проезде держаться свежих следов. На вопрос, а сколько эта лабуда будет продолжаться, отвечают - 18 км . Напоследок поприкалывались: "Не встречался ли нам ГАЗ-66 с геологами?", - "Нет". - "Ну, тогда, если бы не мы, вы бы сидели до четырёх утра. Геологи в это время проезжают". - "Не сидели бы - достали лебёдку и вытащились".

По карте после речки Витьюм ожидается "асфальт". Как всегда, всё та же обрыдшая бетонка, но плиты уложены между колеями со смещениями и теперь "Бух-бух" раздаётся в два раза чаще. На болотах плиты проседают, вздыбливаются, пропадают под водой. Пару раз скребём по бетону мостом и подвеской. Навстречу попадается УАЗ-Hunter. Пропускает нас.

С тоской смотрим на навигатор. Нужьялы практически не приближаются. Какие тут 18 км? Мы уже целую вечность ползём! На небе уже огромная жирная довольная Луна, светящая практически в лоб... Печенье уже кончилось...

Наконец-то показались огни Нужьял. Слева какой-то асфальтовый сьезд, но куда он ведёт, разведывать в темноте желания уже не осталось. Бетонка, описав крюк, наконец-то!!!!!! закончилась и в 20 часов мы вылезли на нормальную дорогу. Жуткие 37,5 км мы ползли три с половиной часа.

Звоню модератору велосипедного сайта Pоzis'у из Йошкар-Олы, что мы в его краях. Он долго соображает, где же находятся Нужьялы и как мы въедем в город. Через переезд у станции выходим на трассу. Пролетают Арбаны, Ельняги, Шоядур и вскоре въезжаем в Красный Город. Встаём у магазина "Палитра", делаем звонок Pozis'у - крутиться без карты по городу нет желания.

Чего-то мы проголодались. Жуём. Еду прерывает приехавшие на велосипедах Pozis и Маша. Здороваемся, рассказываем о житие-бытие. Pozis предлагает осмотреть трассу бывшей торфовозной УЖД, проходившей по городу. Трогаемся. Нифига себе они лосят - под тридцатник! Катимся сзади, включив "аварийку" и изображая машину сопровождения.

В 21.20 прощаемся и двигаемся в сторону дома, попутно решая навигационные задачи, как вылезти по улицам Йошкар-Олы на Кокшайский тракт ("наша" дорога перекрыта из-за ремонта). Наконец, дело сделано, по объездной заходим на родную трассу. На дороге туман. Перед Кожла-Солой тормозим вообще, включаем аварийку, выключаем фары (свет, рассеивающийся в тумане, ослепляет) и ползём со скоростью пешедоха, пока туман не рассеется.

Перед Волжском сворачиваем на объездную. Трофи уже сидит в печёнке, поэтому на границе республик съезжаем с трассы, и по песочку вылезаем на "горную" часть Волжска. Ещё немного времени, и мы у себя дома, в залитом светом Зеленодольске.